Сигналы светофора
Одним из основных средств регулирования дорожного движения являются светофоры. Они имеют вертикальное или оризонтально расположение.
В зависимости от назначения сигналы све¬тофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные
Наибольшее распространение имеют свето¬форы с круглыми сигналами:
— трехцветной сигнализации: подающие сигналы трех цветов — зеленый, красный и желтый
— двухцветной сигнализации: подающие сигналы двух цветов — зеленый и красный
— одноцветной сигнализации с попеременно мигающим красным сигналом (устанавливают перед магистральными железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ, в местах выезда пожарных и других специальных автомобилей
Б вертикальных светофорах красный сигнал помещается вверху, зеленый внизу, в горизон¬тальных — красный слева, зеленый справа; желтый сигнал в обоих случаях посередине.
На перекрестках с наиболее интенсивными потоками пешеходов и транс портных средств, особенно при большом потоке транспортных
средств, поворачивающих направо или налево, к вертикальным трех- секционньгм светофорам на одном уровне с зеленым сигналом добавляют боковые секции с зеленым сигна¬лом в форме стрелки Сигналы светофоров могут быть выполнены в виде стрелок. Эти стрелки указывают направления движения через перекресток при разрешающем сигнале данного светофора. Они могут быть продуб¬лированы черным цветом на белой квадратной табличке, помещенной под светофором. Стрелка, указы-вающая направление налево, раз¬решает и разворот.
.Когда необходимо регулиро¬вать попеременное движение в противоположных направлениях по средней полосе, выделенной двойными продольными преры¬вистыми линиями, применяют горизонтальный светофор с двумя сигналами, различающимися не только по цвету, но и по форме его светящейся части, красный сигнал имеет форму двух перекрещиваю¬щихся наклонных полос, зеленый сигнал — форму стрелы, направ¬ленной вниз Сигналы светофоров имеют строго значения.
.Когда необходимо регулиро¬вать попеременное движение в противоположных направлениях по средней полосе, выделенной двойными продольными преры-вистыми линиями, применяют горизонтальный светофор с двумя сигналами, различающимися не только по цвету, но и по форме его светящейся части, красный сигнал имеет форму двух перекрещиваю¬щихся наклонных полос, зеленый сигнал — форму стрелы, направ¬ленной вниз Сигналы светофоров имеют строго значения Зеленый сигнал разрешает дви¬жение всех транспортных средств и пешеходов в любом из возмож¬ных {не запрещенных дорожными знаками или разметкой) направле¬ний на перекрестке; он разрешает также проезжать регулируемые участки на дорогах, улицах и до¬рожных сооружениях. Мигание зеленого сигнала предупреждает,
что время его действия истекает и вскоре в светофоре будет включен желтый сигнал.
Красный сигнал запрещает движение любых транспортных средств и пешеходов во всех направлениях без исключения как на перекрестках, так и на регулируемых участках дорог, улиц и сооружений.
Чтобы движение транспортных средств было безопасным и непре¬рывным, необходимо, чтобы между запрещением движения в одном направлении и разрешением движения в другом направлении прошло некоторое время, в течение которого перекресток освободился бы от транспортных средств и пешеходов, т. е, нужен еще один сигнал. Таким сигналом является желтый.
Желтый сигнал запрещает въезд на перекресток или на регулируе¬мый участок дороги всех без исключения транспортных средств, а также движение пешеходов и обязывает к полному освобождению перекрестка от транспортных средств, оказавшихся в его границах к моменту переме¬ны сигнала; он горит в течение необходимого для этого времени (обычно 3—8 с).
переходам, расположенным перед грудью и за спи¬ной регулировщика.
Когда регулировщик обращен к водителям грудью спиной, руки вытянуты в стороны или опущены— запрещено движение всех транспортных средств и пешеходов.
Регулировщик вытянул вперед правую руку
— со стороны левого бока — разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; Если желтый сигнал включается во время горения красного, т. е. включены одновременно два сигнала, то запрещающее значение крас¬ного сигнала не прекращается, но водитель получает предупреждение о том, что очень скоро будет включен зеленый сигнал.
Мигающий желтый сигнал информирует о наличии нерегулируемого светофором перекрестка или пешеходного переходя, предупреждает об опасности.
Для дополнительного информирования участников дорожного дви¬жения о смене сигнала светофора в настоящее время часто используют табло отсчета времени.
Стрелка в дополнительной секции светофора служит сигналом, разре¬шающим движение через перекресток в указываемом направлении, но до включения стрелки двигаться в направлении, куда она обращена, запре¬щено. При стрелке, указывающей поворот налево, разрешен и разворот. Сигнал ‘’стрелка’* разрешает движение в указываемом направлении при любом основном сигнале светофора: зеленом, красном или желтом, однако право водителей на движение при разных основных сигналах не одинаково. Если “стрелка” включена с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущественное право проезда перекрестка в указываемом ею направле¬нии, при этом сигналы, подаваемые светофорами в других направлениях, включаются таким образом, чтобы взаимных помех движению не было. Если “стрелка” включена с красным или желтым сигналом светофора, водители, проезжая перекресток в указанном ею направлении, обязаны уступать дорогу всем транспортным средствам, проезжающим с других на¬правлений. Обычно сигналы в таком сочетании включаются для поворота транспортных средств направо, поворота налево в проезде односторонним движением, проезда трехстороннего перекрестка в прямом направлении.
Для регулирования движения трамваев, троллейбусов, а иногда и маршрутных автобусов могут применяться светофоры частного зна¬чения, сигналы бело-лунного цвета которых не распространяются на водителей других транспортных средств
Сочетание сигналов (зеленого, желтого, красного, “стрелок”), одно¬временно включенных в светофоре, называют тактом, а с учетом переключения рабочего и промежуточного сигналов — фазой. После¬довательно переключение всех рабочих и промежуточных сигналов от какого-либо такта, принятого за исходный, до повторения этого же такта называется рабочим циклом светофора, продолжительность которого измеряется в секундах.
Широкое распространение получили различные системы координи¬рованного автоматического регулирования движения. При наиболее распространенной координированной системе сигналы в светофорах, расположенных на одной дороге, переключаются так, чтобы автомо¬биль, прошедший при зеленом сигнале первый светофор и движущийся 64с установленной для этой дороги скоростью, проезжал без задержки все перекрестки (принцип так на¬зываемой “зеленой волны”).
Более совершенным является использование в аппаратуре, обе¬спечивающей “зеленую волну”, специальных, устройств, автома¬тически изменяющих расчетную скорость “волны”Сигналы регулировщика
На автомобильных дорогах, городских улицах и перекрестках часто движение регулируют со¬трудники полиции — регулиров¬щики. Движение на военных авто-мобильных дорогах, передвижение воинских колонн в городах регу¬лируют военные регулировщики. Регулирование движения может быть поручено работникам дорожноэксидуатационой службы, дежурным на железнодорожных переездах, паромных переправах и другим уполномоченным на то лицам.
Регулировщик управляет движе¬нием изменением положения кор¬пуса и жестов руками